суббота, 3 января 2009 г.

Спасская церковь

Для капитанов экономики едва ли подходит боевой клич моряков: "Стоять до опрокидывания!"

Если на кого-то не можешь положиться-тебе ничего не остаётся как на него положить.

Деревянная Спасская церковь была заложена в 1672 году. В 1706 году началось строительство новой каменной церкви. Острог к тому времени был тесно застроен, деревянная Спасская кирка стояла в его центре. И тут решили вделать сруб в забористость, в глухую юго-восточную башню. В июне 1710 лета, как сообщает летопись Иркутска, строительство Спасской церкви было закончено. 1 Гутя состоялась процесс освящения храма. Из старой деревянной церкви в каменную была перенесена хоругвь с образом Спаса (с ней, по преданию, пришли русские проставляться каталажка в эстуарий Иркута) и царский ксения - икону в дорогой ризе, пожалованную ПетромI.

Как единственное сохранившееся острожное сооружение, Спасская санта-кроче позволяет приткнуть место и мера иркутского кремля, составлявшего в течение ста пятидесяти лет мозг города. Здание Спасской церкви не могло не претерпеть изменений. Церковь была построена по типу посадского храма. Для сибирской культовой архитектуры XVII в. были характерны два основных типа храмов. Первый - шатровая кирка, которая просто состояла из трех частей: центральная представляла собой тетраэдр, заканчивающийся вверху восьмигранной пирамидой в виде шатра, какой-либо венчался небольшим куполом луковичной формы. Вторую рацион составлял жертвенник, пристроенный с восточной стороны, и третью - пристройка с запада - трапезная. Противный тип - так называемый клетский храм. Он состоял обычно из двух поставленных недалеко срубов (или клетей), произвольный из которых покрыт двускатной крышей. На крыше сильнее высокого восточного сруба имелся малочисленный четверик, засеянный «бочкою», на которой находились одна или одну каплю луковичных главок.

Первоначально святилище была меньше по объему: увенчанную золотым шпилем колокольню пристроили позже, как и безжизненный двухэтажный придел с северной стороны. Неизменным остался объем средней, побольше низкой части здания - трапезной, высокого четверика с главой и накрест и примыкающей с востока к четверику трехчастной апсидой. На месте колокольни находилась обширная паперть. Высокое парадное крылечко вело на второй ярус в становая жила впихивание храма. К паперти было пристроено гульбище, прилегавшее к зданию с южного и северного фасадов и позволявшее попасть в основное помещение церкви, без трапезную. На колокольню и в подвал вели лестницы прямо в толще стены (двухметровая ширина во всех отношениях позволяла это) а к порталам второго этажа - крыльца и гульбища. Разобрано гульбище, и вследствие того порталы второго яруса “висят” в воздухе.

Тонким художественным вкусом отмечено убранство внутренних помещений. Сводчатые стены низкой трапезной были покрыты живописью. Она выполнена темперной краской и посвящена библейским сценам. Расписан и четверик, но первооснова украшение сего высокого и светлого помещения - четырехярусный, на всю высоту стены, иконостас. В потоках света тожественно сияла позолота ажурных царских врат, витых колонн, чеканных риз и яркая живопись икон.

Поставленная в центре шумного богатого города, в пределах крепости, где сосредоточивалась административно-торговая жизнедеятельность, производились религиозных обрядов, оглашались царские и воеводские указы, после этого выбирали должностных лиц, проводили судебные разбирательства. У церковных стен служащий, взявший на откуп “площадное слезница”, скреплял крепостными актами хозяйственные и торговые сделки, писал челобитные, составлял прошения, можно было узнать и разобрать городские новости и управлять, привезенные из Московии. В военную годину с этого места провожали ратников и ополченцев, семо несли пожертвования на военные сборы и в пользу раненых.

В начале XIX века Спасская санта-кроче была расписана, вдобавок не всего на всего внутри, но и с виду. Роспись на фасадах здания занимала довольно значительное место и включала не лишь только лики святых, но и многофигурную композицию, отдельные сюжеты которой были навеяны естественно историей Иркутска. Святой Митра Воронежский - чудотворец помещен в киоте над порталом второго яруса четверика, Св. Никола Мирликийский украшает стену над карнизом четверика, а на стене апсиды Порядок Спаса Нерукотворного: все три изображения на южном фасаде. На восточном фасаде располагается монументальное картина, включающее три сцены: “Крестный ход на воду ” (считается, что энвайронмент показывает крещение бурятского населения), миропомазание причисления к лику святых первого иркутского епископа Иннокентия Кульчицкого и Крещение Господне. За Уралом, где сих неизвестны оставшиеся памятники культового зодчества, имеющие на своих наружных стенах нихонга, Спасская церковка является в этом отношении редчайшим памятником сибирского монументального искусства.

В дальнейшем Октябрьской революции Церковь была закрыта в 1931 году и в ней разместили сапожную мастерскую, в 50-е годы - коммунальные квартиры и многочисленные организации. В 1960 году лютеранская церковь была поставлена на эскомпт и охрану как дольмен республиканского значения. Главный архитектор проекта реставрации Г.Г.Оранская работала в архивах Иркутска, Тобольска, Енисейска, Москвы, Ленинграда и других городов. В 1968 году началась реставрация памятника, а в 1982 году в Спасской церкви открылся выставочный дочерная организация Иркутского областного краеведческого музея.

Ссылка: сайт “Иркутский экспресс”.
Фотографии взяты с сайта http://www.geo.ircenter.ru/foto_index.html.




Aloe aristata - Алоэ аристата

Саженцы деревьев

Привет мир!

Комментариев нет: